Середа, 5 червня 2013 р.

  • Головна
  • Карта сайта
  • Написати лист

Підписка на розсилання новин:

Здоров`я



Нові нормативи для «швидкої»
 
Реформа охорони здоров'я, стартовою платформою якої в числі трьох областей України стала і Донецька, продовжує набирати обертів. Деякі нововведення, випробувані у пілотних регіонах, тепер поширяться на всю країну.
З 1 січня цього року набрали чинності нові нормативи прибуття бригад «швидкої допомоги» на місце виклику. Зокрема, введено поділ викликів на екстрені та неекстрені - в залежності від стану пацієнтів.
Здоровье «первички» - не идеальное, но нормальное
 
О реформировании системы здравоохранении говорено и написано немало. Идея реформы зарождалась в умах ученых, утверждалась в министерских кабинетах, а воплощать ее, первыми ощущая плюсы и минусы пилотного проекта, приходится на местах - в лечебных учреждениях. И вот уже больше трех месяцев медицина Макеевки живет в условиях реформирования. Чтобы узнать, как идет этот процесс в реальном времени в конкретном лечебном учреждении, мы отправились в Центр первичной медико-социальной помощи № 5 - самый крупный в городе.
 
«Не дай Бог жить в эпоху перемен», - говорили древние. Наверное, справедливость этой мудрости главный врач ЦПМСП № 5 Янина Ватулина ощутила на себе в полной мере. Ведь именно на ее хрупкие плечи легла организация этого лечебного учреждения нового типа, охватывающего население двух районов - Червоногвардейского и Кировского - общей численностью более 99 тысяч человек.
 
Центр образован на базе сразу трех городских больниц - городской детской и поликлиник ГБ №2 и ГБ №5. В нем 7 амбулаторий.
 
Поскольку увидеть воочию работу всех этих под разделений сразу практически невозможно, на первый раз мы решили ограничиться посещением амбулатории № 1. Обосновалась она на территории городской детской больницы, но обслуживает теперь не только детей, но и взрослых. То, что "вы росла" эта амбулатория из учреждения для лечения деток, понятно сразу: домашний уют бросается в глаза даже в регистратуре, которая отделена от фойе аккуратной и симпатичной кабинкой.
 
По всему видно, что работа здесь налажена четко: несмотря на утреннее время очередей у стойки регистратора мы не увидели. Толпы наро да у кабинетов - тоже. По два-три человека ожидали приема на первом этаже в консультативно-диагностическом отделении. Как пояснил заведующий амбулаторией №1 Алексей Бурцев, здесь принимают узкие специалисты - ЛОР-врач, невропатолог, рентгенолог. К ним теперь пациент может попасть лишь по направлению участкового терапевта или педиатра, на которых возложена основная ответственность за состояние здоровья «подведомственного» населения. Как рассказал Алексей Викторович, за амбулаторией №1 за креплено население трех поселков - в ее ведении Красный Партизан, Первомайский и поселок Карла Маркса. Заведующий ведет нас по амбулатории, попутно давая комментарии:
 
- Видите, коридоры пока заставлены мебелью - это новый твердый инвентарь для кабинетов. Город профинансировал его приобретение. А мы теперь своими силами обновляем кабинеты и, как только закончим ремонты, мебель займет в них свое место. В мае планируем приобрести электрокардиограф и другое оборудование для амбулатории.
Дневной стационар
 
Идем дальше. На втором этаже - дневной стационар для детей, на третьем - для взрослых. Как пояснил Алексей Викторович, лечат в амбулатории и детей, и взрослых, но потоки эти разведены и во времени, и в пространстве. Работа идет в заданном ритме. Медперсонал спокойно и уверенно делает свое дело. У одной из пациенток дневного стационара, закончившей процедуру, интересуемся, заметны ли уже какие-либо результаты реформы - положительные или отрицательные.
 
- Приятно удивлена увиденным, - рассказала нам Ирина Новикова. - В больницы до этого я обращалась редко, но всегда возвращалась оттуда с испорченным настроением - пока попадешь к врачу, кучу времени и нервов потеряешь. А тут на работе стало плохо. Без помощи медиков обойтись не смогла. Обратилась в Центр № 5 - меня сразу же определили в дневной стационар, при чем даже в аптеку не отправляли - все необходимые медикаменты выделили в больнице, - поведала пациентка.
 
Подключившаяся к нашей беседе главный врач Янина Ватулина подтвердила, что финансирование в этом году действительно улучшилось.
 
- Увеличилось количество средств на медика менты для льготников, - рассказала Янина Анатольевна. - И в дневном стационаре обеспеченность лекарствами улучшилась. Лишь по нескольким позициям мы вынуждены просить пациентов при обретать медикаменты самостоятельно. Бинт, вату, шприцы больным покупать точно уже не приходится, - пояснила главный врач.
 
- А, говорят, за лабораторные исследования пациента «первички» теперь заставляют платить? - не удержалась, чтобы не задать каверзный вопрос.
 
- Все клинические анализы крови, исследования кала и мочи, часть биохимии проводятся бес платно. Для этого заключены договоры с больницами второго уровня, в составе которых теперь находятся лаборатории. Если нужны более углубленные исследования, направляем больных в другие диагностические центры - и это уже не бес платно, конечно, - говорит Янина Ватулина.
Пилотный - значит, пробный
 
Сколько трудностей пришлось преодолеть при оформлении документов в связи с реорганизацией, скольких бессонных ночей и нервов все это стоило и руководству горздрава, и ей самой, и сотрудникам, главный врач не рассказывает.
 
- Мы все старались сделать, чтобы реформа не стала для нашего населения шоковой терапией, - говорит она. - Ведь что греха таить - пилотный проект внедрялся поспешно. И не все «сталося, як гадалося». Многие моменты не продуманы. Нормативная база до конца не сформирована по сей день. Поэтому работаем исходя из опыта и здравого смысла. Проект ведь потому и является пилотным, чтобы выявить все его минусы и не повторять ошибок при внедрении в других регионах. А первыми всегда быть трудно. Но мы учимся. Спасибо терапевтам, которые к нам пришли - они передают собственный опыт. А Алексей Викторович проходит специализацию семейного врача на курсах в медуниверситете, - указала Янина Анатольевна на заведующего амбулаторией № 1. - И нам подсказывает, как нужно двигаться в правильном направлении.
 
Впрочем, о главных трудностях Янина Ватулина все же не умолчала. Основная проблема - нехватка кадров. Сегодня одному участковому терапевту приходится обслуживать 5 тысяч населения, тогда как по нормативам на семейного врача должно приходиться всего полторы тысячи. И это, конечно, не может не сказываться на качестве оказания помощи.
 
Есть проблемы и с автотранспортом. Сегодня на балансе ЦПМСП N9 5 всего 5 автомобилей, тогда как по нормативам их должно быть 18.
 
И хоть наш город (один из немногих в Украине) оплачивает участковой службе проезд в общественном транспорте, ситуацию это не спасает. В районе много поселков с частной застройкой, куда от автобусной остановки шагать и шагать.
 
Проблемы есть, но главный врач и сотрудники центра не унывают. Надеются, что уже в августе штат центра пополнят выпускники медуниверситета - Янина Ватулина полагает, что система стимулирования, документы о которой уже на подходе, сделает свое дело и престиж семейного врача возрастет.
 
А пациенты надеются, что основополагающие моменты реформы не останутся пустой декларацией и плюсы нововведений уже в ближайшее время сможет ощутить на себе каждый макеевчанин.
www.vecherka.in.ua
 
Перші кроки на шляху до раціональності
 
 
Реформа медицини, що передбачає реалізацію пілотного проекту в трьох областях, серед яких і Донецька, стартувала. На базі існуючої мережі закладів охорони здоров'я створені центри первинної медико-санітарної допомоги. Їх головна мета - якісно та швидко надати дієву допомогу населенню, а також відпрацьовувати нові організаційно-правові та фінансово-економічні механізми, щоб підвищити ефективність і зробити медичне обслуговування більш доступним. Як це відбувається на практиці, ми вирішили дізнатися у головного лікаря КМУ «Центр первинної медико-санітарної допомоги № 2 м. Макіївки Донецької області» Світлани БЕРЕЗІВСЬКОЇ.
 
Медицинская реформа: не заболтать бы
 
Розміщено мовою оригіналу
 
Как уже сообщалось, с 3 января макеевчане, которым понадобилась медицинская помощь, хоть и пришли в привычные кабинеты родных поликлиник, теперь стали пациентами вновь образованных Центров первичной медико-социальной помощи (ЦПМСП). Именно Центры явились первыми ласточками затеянной в государстве медицинской реформы. Чтобы оценить это нововведение, потребуется время, но макеевчанам, как и жителям других городов и всей Донецкой области, ощутить на себе плюсы и минусы реформирования придется первыми. Ведь именно наша область (наряду с Винницкой и Днепропетровской) избрана в качестве пилотной для осуществления проекта.
 
Повторение - мать учения
 
Как все будет на деле, покажет время. А как быть должно, журналистам в очередной раз решили рассказать на семинаре, который провел Донецкий пресс-клуб в рамках проекта «Медиацентр «Скорая информационная помощь» при финансовой поддержке благотворительного Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины».
 
В качестве спикеров на семинар были приглашены люди авторитетные: Светлана Турупалова - начальник отдела реформирования здравоохранения главного управления охраны здоровья Донецкой ОГА, Наталия Филиппова - начальник отдела лечебно-профилактической помощи детям и матерям, Анна Долинная - начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению, Татьяна Головня - главный гериатр Донецкой области.
 
И говорили они правильные, но в общем-то уже давно не новые для журналистов вещи. Так, Светлана Турупалова очень четко обозначила проблемы системы здравоохранения, которые вызвали необходимость реформирования медицины. Проблемы эти известны каждому. Врачи недовольны низкой зарплатой, условиями работы, скудным финансированием и слабой оснащенностью медицинских учреждений, что не может не влиять на престиж их профессии. Население возмущено тем, что медицинская помощь только на бумаге остается бесплатной, а на деле приходится оплачивать буквально все: от обследований и лекарств до моющих средств и перчаток. В результате здоровье народа ухудшается, к врачам люди обращаются, когда уже «поздно пить боржоми», понимая, что обследование, а затем лечение - зачастую непосильное бремя для бюджета семьи. Словом, то, что следовало что-то менять, что необходимость реформирования назрела, каждый ощутил на себе. И это еще раз подтвердила Светлана Турупалова, сравнив нынешнюю систему здравоохранения с советской (и сравнение оказалось не в пользу первой).
 
Не возникло вопросов в этом плане и у журналистов. Но... С кого спросить? Когда речь зашла о сути предлагаемых преобразований в рамках Закона Украины «Про порядок проведення реформування системи охорони здоров'я у Вінницькій, Дніпропетровській, Донецькій областях та місті Києві», вопросы от журналистов посыпались, как из рога изобилия. Например, меня (полагаю, и моих коллег тоже) очень интересовал вопрос: кто автор этой реформы? Ведь, скажем, у советской системы здравоохранения было вполне определенное имя - система Семашко. К сожалению, ответить на этот вопрос Светлана Юрьевна не смогла. И вовсе не в силу своей некомпетентности. Просто конкретных авторов у этой реформы, скорей всего, нет, а если и есть, то, судя по некоторым предложенным новшествам, «страшно далеки они от народа» и от жизненных реалий практической медицины. Подтверждение этих, может быть, резких суждений уже имеются: некоторые больницы (слава Богу, не у нас в городе) остались без финансирования, тогда как деньги пришли из Киева, но... на несуществующие отделения.
 
Но даже не это главное. Обидно, что вся тяжесть осуществления реформ вновь (в который уж раз!) легла на плечи местной власти, городских и районных отделов и управлений охраны здоровья. А доходит ведь до абсурда. В некоторых небольших районах приходится создавать отделы охраны здоровья только потому, что именно они (и только они!) в свете реформы могут стать заказчиками услуг Центров первичной медико-социальной помощи.
 
Впрочем, это только первые «ляпы» реформы, а их еще будет немало. Понятно, что при любых преобразованиях трудно избежать ошибок, но если у идеи есть автор, то именно он несет ответственность за их исправление, а если автора нет, то и спросить вроде не с кого. У семи нянек, как известно, дитя без глаза.
 
Ведь даже неспециалисту ясно, что реформа вводилась слишком поспешно, что при таком кадровом дефиците терапевтов, педиатров, а тем более семейных врачей, которые имеется на сегодня, начинать все рушить по меньшей мере опрометчиво. Именно поэтому, наверное, начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению Донецкой ОГА Анна Долинная в своем выступлении ограничилась лишь декларацией преимуществ новой модели работы первичного уровня предоставления медпомощи, хотя не смогла умолчать о трудностях, которые возникли при ее осуществлении на местах.
 
И именно поэтому, рассказывая о новых подходах к решению проблем матери и ребенка, Наталия Филиппова высказала удовлетворение тем, что сферы родовспоможения реформа коснулась в очень малой степени.
 
Обратного пути нет
 
Как бы то ни было, реформа стартовала и обратного пути нет. Можно не сомневаться, что в Макеевке все будет сделано для того, чтобы горожане плюсы новаций ощутили на себе в гораздо большей степени, чем минусы. Не случайно начальник управления охраны здоровья горсовета Елена Теряева с начала прошлой недели лично посещает все вновь созданные ЦПМСП, вникая во все тонкости и помогая в устранении негативных моментов. Сейчас труднее всего самим медикам, а нам, пациентам, нужно набраться немножко терпения. И надеяться, что главная цель, ради которой и затеяна реформа, - улучшение качества медицинской помощи и приближение ее к людям, - будет достигнута.
 
P.S. Если вы хотите больше знать о сути преобразований, об изменениях в работе медучреждений, звоните: 0 800 500 103.
 
Медиацентр «Скорая информационная помощь» призван не только информировать о реформах, но и осуществлять общественный контроль за предоставлением медицинских услуг.
 
 
www.vecherka.in.ua
Ради нашего здоровья 6 новых центров – 6 главных врачей
 
Розміщено мовою оригіналу
 
Сразу после новогодних праздников, 3 января, захворавшие макеевчане отправились к участковым докторам по привычным маршрутам... Но уже не в обычные поликлиники, а в центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), которые открылись в городе в соответствии с требованиями медицинской реформы. Сложную процедуру регистрации новых юридических лиц городской системы здравоохранения управлению охраны здоровья удалось завершить 31 декабря, а 3 января к работе в новом статусе приступили 6 ЦПМСП во главе с вновь назначенными главными врачами.
 
Сегодня мы представляем тех, кому доверено первыми ощутить на себе и «протестировать» новшества пилотного проекта реформирования отрасли. И само собой разумеется - столкнуться с массой вопросов от пациентов.
 
Итак, знакомьтесь.
 
1. ЦПМСП № 1 возглавил главный врач Елена ЛЯХ.
 
Елена Геннадиевна окончила ДМНУ в 2004 году. С 20.07.2009 занимала должность заместителя главного врача КМУ «Центральная поликлиника».
 
ЦПМСП № 1 расположен на территории КМУ «Центральная поликлиника», в его состав входят 3 амбулатории (одна - в ДКТМО, две - в КМУ «Центральная поликлиника»). Центр будет обслуживать 57 тысяч 677 макеевчан. Из них дети до 18 лет составляют 8036 человек.
 
2. ЦПМСП № 2 - главный врач Светлана БЕРЕЗОВСКАЯ.
 
Светлана Алексеевна окончила ДМНУ в 1991 году. С 01.08.1994 занимала должность заместителя главного врача КМУ «ДКТМО» (детского клинического территориального медобъединения).
 
ЦПМСП № 2 расположен на территории КМУ «Городская больница №7». В его состав входят 3 амбулатории (все на базе КМУ «Городская больница №7), дневной терапевтический стационар на 30 коек. Центр будет обслуживать 51 тысячу 662 горожанина, в том числе 8210 детей до 18 лет.
 
3. ЦПМСП № 3 - главный врач АЛЬ КАРАВАНИ БАШАР ТАЛЕБ.
 
Доктор Башар окончил ДМНУ в 1992 году. С 16.02.2007 занимал должность главного врача КМУ «Амбулатория общей практики - семейной медицины п.Ясиновка».
 
ЦПМСП № 3 расположен на территории КМУ «Городская клиническая больница №3», в его состав входят 5 амбулаторий (две - в КМУ «Городская больница №3», одна - на территории поликлиники №2 КМУ «ДК ТМО» (ЯКХЗ), одна - в филиале КМУ «Городская клиническая больница №3» (пос. Баженова), одна - в бывшей семейной амбулатории пос. Ясиновка). Центр будет обслуживать 77 тысяч 870 макеевчан, из них дети до 18 лет составляют 12672 человека.
 
4. ЦПМСП № 4 - главный врач Анатолий ЛЕДОВ.
 
Анатолий Петрович окончил ДМНУ в 1979 году. С 01.09.1994 занимал должность заместителя главного врача КМУ «Городская больница №4».
 
ЦПМСП № 4 расположен на территории КМУ «Городская больница №4», в его состав входят 3 амбулатории (все расположены в поликлинике КМУ «Городская больница №4». Центр будет обслуживать 42 тысячи 642 человека, в том числе 6008 детей до 18 лет.
 
5. ЦПМСП № 5 - главный врач Янина ВАТУЛИНА.
 
Янина Анатольевна окончила ДМНУ в 1992 году. С 15.08.2008 занимала должность главного врача КМУ «Городская детская поликлиника».
 
ЦПМСП №5 расположен на территории КМУ «Городская детская поликлиника» (Червоногвардейский район). В его состав входят 7 амбулаторий (две - в КМУ «Городская детская поликлиника», две - в КМУ «Городская клиническая больница №5», три - в КМУ «Городская клиническая больница №2). Центр будет обслуживать 99 тысяч 373 человека, из которых 15737 - дети до 18 лет.
 
6. ЦПМСП № 6 - главный врач Анжелика НИКУЛИНА.
 
Анжелика Викторовна окончила ДНМУ в 1994 году. С 15.12.2010 занимала должность главного врача КМУ «Городская больница №8».
 
ЦПМСП №5 расположен на территории КМУ «Городская больница №6», в его состав входят 4 амбулатории (одна - на территории бывшей КМУ «Городская больница №8», одна - в КМУ «Городская больница №6», одна - в посёлке Объединённый, одна - поселке Ханженково-Северный). Центр будет обслуживать 65 тысяч 616 человек, в том числе 10868 детей до 18 лет.
 
Кроме названных центров, население города по-прежнему будут обслуживать стационары и консультативные поликлиники Рудничной больницы (директор Олег Таушан), горбольницы № 2 (главный врач Савелий Гарбуз), горбольницы № 3 (главный врач Венера Хоменко), горбольницы № 4 (главный врач Александр Федосеев), горбольницы № 5 (главный врач Александр Щадько), горбольницы № 6 (главный врач Сергей Швора), горбольницы № 7 (главный врач Ольга Халина), детского клинического территориального медицинского объединения (главный врач Людмила Мальцева), Центральная поликлиника (главный врач Наталья Рогозина).
 
Ради чего все это делалось, известно всем: ради улучшения медицинского обслуживания каждого из нас. Как оно получится - покажет время. Но дело чести авторов идеи реформирования и всех, кто на это пошел, - не отступить от первоначального замысла: более эффективной, чем сейчас, заботы о нашем здоровье.
 
 
www.vecherka.in.ua
Лечить так лечить!
 
 
Розміщено мовою оригіналу
 
С января 2012 года в Донецкой области начнут действовать Центры первичной медико-санитарной помощи, откуда будут стартовать все «маршруты пациентов».
 
Острая боль, приступ, травма... Как действовать в подобной ситуации, знает каждый взрослый человек - конечно, вызывать «скорую»! Если же почка «пошаливает», в поясницу привычно «вступило», путь того же взрослого человека, по идее, должен лежать в поликлинику - к участковому врачу. Но в том и дело, что многие наши сограждане так прониклись массированной фармацевтической рекламой и настолько доверяют соседке по подъезду, что по аналогии сами себе ставят диагноз, делают назначения, определяют дозировки препаратов. А еще сами решают, у какого специалиста лечиться: уролога, нефролога, невропатолога, а, может, - сразу к хирургу?
 
Только вот, если не полегчало, ответственность за состояние пошатнувшегося здоровья все равно возлагают на того самого «участкового», кабинет которого почему-то не вошел в маршрут «самодеятельного» больного. Подобная схема негативно влияет не только на сроки и эффективность лечения отдельно взятого пациента, но и нарушает работу всей системы здравоохранения. Поэтому изменения, инициированные Законом «О порядке реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве», для начала коснутся именно первичной медицинской помощи.
 
Первичный может быть единственным
Наряду со службой «скорой» символом врачебной помощи для каждого из нас была и остается поликлиника, где и обследование проведут, и лечение назначат, и больничный оформят. «Поликлиника» переводится с греческого как «многоврачевание» и обозначает многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным на приеме и на дому. А вот «амбулатория» произошла от латинского ambulare, что означает «ходить». Она не предусматривает специализированного лечения (например, у офтальмолога, отоларинголога и пр.). В отличие от поликлиники амбулатория оказывает услуги только по основным направлениям, таким как терапия, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология.
 
К чему этот энциклопедический экскурс? Дело в том, что в новой - трехуровневой - системе здравоохранения понятие «поликлиника» фигурировать не будет, а заменить его в лексиконе медиков и пациентов предстоит именно амбулатории, которая станет частью Центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Новые центры возьмут на себя административную и финансовую координацию деятельности своих подразделений, а также контроль над качеством медицинских услуг.
 
- Из состава центральных, районных и центрально-городских больниц уйдут подразделения участковой службы. И вот эта участковая служба наряду с амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами создаст основу Центров первичной медико-санитарной помощи, - поясняет заместитель председателя - начальник Главного управления охраны здоровья Донецкой областной государственной администрации Елена Петряева.
 
То есть, если раньше каждое медицинское учреждение было отдельным юридическим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями и обязательствами, то теперь вся управленческая «головная боль» переходит к центру, а лечебные учреждения занимаются своими прямыми обязанностями - помогают людям. При этом единственное, что однозначно изменится для потребителей медицинских услуг - это так называемый маршрут пациента. Уже с 1 января 2012 года за неэкстренной медицинской помощью житель любого населенного пункта Донецкой области сможет обратиться только (!) в учреждения первичного уровня. Мало того, специалисты уверены, что большинство пациентов, вовремя обратившихся «по адресу», будут не только начинать, но и заканчивать лечение на первичном уровне, где им окажут квалифицированную оперативную помощь. Сейчас же люди, минуя участкового терапевта, сразу по собственной инициативе и разумению идут в специализированные диагностические центры, тем самым создавая неоправданную нагрузку на узкопрофильных врачей. «Сегодня у нас более 43% пациентов начинают лечение и заканчивают его не на том уровне, где надо, а это лишние немотивированные траты на оказание помощи, - убежден министр здравоохранения Александр Анищенко. - Между тем, в Европе около 75% пациентов проходят лечение у врачей общей практики от начала и до конца, и в случае необходимости их личный врач направляет пациента на лечение к специалистам».
 
Плата за уровень
Итак, уже с января пациенту для визита к специалисту потребуется направление от «своего» врача. При этом им вполне может остаться хорошо знакомый участковый терапевт, так как для большинства людей, в частности жителей центральных районов крупных городов, не изменятся ни участок, к которому они «приписаны», ни адрес расположения лечебного учреждения, ни номера телефонов регистратуры; сохранятся и педиатрические отделения, продолжат работать женские консультации - то есть вся привычная структура.
 
Кроме того, ближайшие восемь лет (время «переходного периода» - до 2020 года) медицинские услуги населению на первичном уровне будут оказывать параллельно как участковые врачи (терапевты, педиатры), так и семейные врачи общей практики. Именно на этих специалистов возложена основная ответственность за правильно поставленный диагноз и адекватное лечение пациента либо его дальнейшее направление к специалистам узкого профиля. Конечно, каждый желающий сможет пренебречь первичным уровнем медицинского обслуживания, обратившись сразу хоть к доктору наук, но в этом случае ему придется быть готовым официально оплатить услуги и медучреждения, и специалиста согласно прейскуранту.
 
Так что же все-таки изменится? Как утверждают реформаторы, главное, что ощутят пациенты: первичная помощь станет к ним ближе, так как в отдаленных районах, в том числе и «спальных» городских, будут организованы медпункты и кабинеты для выездных врачебных приемов.
 
Вообще Центры первичной медико-санитарной помощи создаются на каждой административной территории, исходя из реальной потребности, и в том количестве, которое определила громада. По словам первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения Донецкой областной государственной администрации Тамары Цыганок, 52 таких центра уже созданы, и содержать их будут местные бюджеты. «Каждый город для себя решает, каким будет его центр, каким будет штат специалистов и т. д. Что касается финансирования, предполагается экономия на административной части в пользу лечебной. Планируется из госбюджета помощь на обновление материально-технического состояния амбулаторий: собраны заявки с каждого центра на оборудование и транспорт», - говорит она.
 
Ближе к телу пациента
Как же все эти преобразования выглядят на практике? Например, в Краматорске, где сегодня проживает около 200 тысяч человек, создаются два Центра первичной медико-санитарной помощи, один из которых будет обслуживать взрослых и детей старой части города и прилегающих поселков (103 972 человека), а второй - население центральной части Краматорска численностью 96 465 человек. Это вовсе не значит, что пациентам придется съезжаться отовсюду непосредственно в два определенных места. Для потребителей медицинских услуг центр - единица условная, «виртуальная», так как там будет находиться только администрация, менеджмент новой структуры. В реальности же конкретные лечебные учреждения (поликлиники, амбулатории, фельдшерские и медицинские пункты) как были, так и останутся на своих привычных местах.
 
Как отмечает Елена Петряева, при создании Центров ПМСП важен индивидуальный подход к каждому городу или селу: «Для максимально эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения города Мариуполя при оказании первичной медицинской помощи населению планируется организовать пять центров с учетом концентрации населения вокруг промышленных узлов и удаленности от других лечебных учреждений. Самый крупный Центр ПМСП в Мариуполе будет рассчитан на 122 тысячи жителей. В его состав войдут 5 амбулаторий, 3 вновь организованных медицинских кабинета, дневной стационар на 70 мест и 2 пункта неотложной помощи».
 
Основные функции врачебных амбулаторий тоже не меняются, они по-прежнему будут заниматься профилактикой, диспансерным наблюдением и, собственно, оказанием медицинской помощи вне стен больниц в стационарах. Изменение заключается лишь в том, что амбулатории потеряют статус юридического лица, что вряд ли имеет прямое отношение к пациентам. А вот сотрудников и руководителей амбулаторий это нововведение наконец-то избавит от необходимости заниматься финансово-экономической деятельностью и позволит сосредоточиться на своих прямых обязанностях.
 
Изменится и организация медпомощи в районах, где «главными героями» системы здравоохранения являются фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). Согласно принятому закону, ФАПы, обслуживающие населенные пункты, в которых проживает более 1200 человек, будут реорганизованы во врачебные амбулатории, а те на которые приходится менее 300 жителей ожидает закрытие. Кроме того, все имеющиеся сельские медучреждения объединят под управлением центров и дополнят новыми подразделениями, преимущественно в городской местности. Так, реорганизация первичного уровня здравоохранения сейчас происходит в Новоазовском районе, население которого разбросано по множеству небольших сел, а медицинскую помощь сельчане получают всего в пяти ФАПах. Планируется создать в районе один Центр первичной помощи, в состав которого войдут 8 амбулаторий и 16 ФАПов. В частности, ФАПы сел Саханка и Лебединкое предполагают реорганизовать во врачебную амбулаторию.
 
- Двумя новыми амбулаториям пополнится и первичная медициною помощь в Красном Лимане, - рассказала начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению Главного управления здравоохранения облгосадминистрации Анна Долинная. - Одна из них уже открыта в конце августа в микрорайоне «Заводской». Другая амбулатория будет создана на базе участковой службы центральной районной больницы.
 
Чем будут заниматься Центры ПМСП?
- заключать договоры с заказчиком (органом местного самоуправления) на оказание медицинской помощи;
- планировать и координировать деятельность подразделений;
- обеспечивать контроль качества медицинской помощи и соблюдения утвержденных стандартов;
- вести учет и предоставлять отчет;
- осуществлять финансовый менеджмент.
 
После 1 января 2012 года по-прежнему можно будет...
- вызывать врача на дом в случае невозможности прийти на прием (высокая температура, инфекционное заболевание);
- обращаться к педиатру по месту жительства;
- пользоваться услугами женской консультации;
- получать медицинскую помощь в амбулаторных условиях (дневные стационары) и на дому;
- делать необходимые обследования и прививки (в том числе и детям по возрасту);
- получить при необходимости направление на консультацию к врачу-специалисту и на госпитализацию.
 
Новая возможность
Вопросы об изменениях в сфере здравоохранения Донецкой области можно задать по телефону «горячей линии» медиацентра «Скорая информационная помощь» 0-800-500-103 по будням с 9 до 18 часов.
 
Из медицинских словарей
Амбулатория - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь на дому и приходящим больным. В отличие от поликлиники в амбулатории работает ограниченное число специалистов: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог. Лиц, нуждающихся в других видах медпомощи, врачи амбулатории направляют в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Работа амбулатории строится по территориально-участковому принципу: по месту жительства и на предприятиях. В обязанности персонала амбулатории входит также проведение профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий на обслуживаемой территории.
 
Медпункт - помещение лечебно-профилактического назначения в общественном здании для Медицинского обслуживания сотрудников, учащихся или посетителей.
 
Поликлиника - многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь приходящим больным и на дому.
 
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - первичное доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Основными задачами ФАП являются:
- оказание доврачебной медицинской помощи населению;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов;
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.
 
Мнения специалистов:
Тамара Цыганок, первый заместитель начальника Главного управления охраны здоровья Донецкой облгосадминистрации:
- С одной стороны, мы имеем ситуацию с недостаточным финансированием здравоохранения, с другой - нерациональное расходование средств. То есть существующая сегодня система финансирования (как медицинских учреждений, так и оплаты труда медработников) несовершенна. Парадокс состоит в том, что важнейшее звено медицины, осуществляющее первичную помощь, из всего объема финансирования получает то, что осталось, - меньше 10%. Основная задача реформы - изменить принцип распределения средств. Сегодня он такой: 70 процентов идет на зарплату, 10 – на оплату жилищно-коммунальных услуг, остальное - на медикаменты и питание. О ремонтах, приобретении оборудования речь не идет. Обновление материальной базы осуществляется в основном за счет спонсорской помощи, кое-где - за счет выделения целевых средств из местных бюджетов...
 
Анна Долинная, начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению Главного управления здравоохранения облгосадминистрации:
- Несмотря на то, что закон о реформировании системы здравоохранения в нашей области подписан Президентом всего несколько месяцев назад, мы готовимся к изменениям уже около двух лет. На сегодня города и районы определились с количеством и местом расположения необходимых им Центров ПМСП, органы местного самоуправления на сессиях приняли соответствующие решения. Сейчас идет процесс утверждения кандидатур руководителей этих центров - главных врачей. Следующий этап - юридическая регистрация новых структур. Смена статуса повлечет за собой административные перемены, в частности связанные с документами (например, трудовыми книжками медперсонала), понадобится изготовить новые печати и штампы. Поэтому уже сейчас прорабатываются механизмы, которые, например, позволят обеспечить легитимность листов нетрудоспособности для тех пациентов, которые будут находиться на больничном с конца декабря 2011 по начало января 2012 года. Как только окончится реорганизация, при Центрах первичной помощи начнут действовать структуры неотложной помощи, которые будут обслуживать на дому хронических больных, в том числе и онкологических. У каждой из «неотложек» будет свой городской номер телефона (не 103!), его следует уточнять по месту жительства.
 
Игорь Михайлов, начальник горздравотдела, г. Краматорск:
- Как известно, теперь медицинская помощь будет разделена на первичную, вторичную и третичную. К последней относятся специализированные профильные диспансеры (например, Краматорский онкологический диспансер). Вторичная помощь будет оказываться в стационарах и консультативно-диагностических центрах. А первичная (до 80% работы с больными) - в амбулаториях. Суть реформы в том, что отныне наибольшее внимание и финансирование (почти 40% от общего бюджета горздравотдела) будут уделяться именно первичной медицинской помощи, благодаря чему мы планируем улучшить оборудование пунктов приема больных, предоставить медикам транспорт для выезда к пациентам на дом, а при крупных амбулаториях создать пункты неотложной помощи. Подчеркиваю: реформа предполагает приближение медобслуживания к пациенту по месту жительства, а не по месту работы, поэтому, в частности, закрывается медсанцех на Новокраматорском машиностроительном заводе... Что касается слухов о возможных сокращениях штата медперсонала - они совершенно безосновательны. Медики у нас в дефиците, сегодня городу не хватает, как минимум, 80 врачей, а из тех, кто работает, 30% - пенсионеры и еще 30% - предпенсионного возраста.
 
 
www.makrab.com.ua

Помощь без границ

 Розміщено мовою оригіналу
 

Чтобы изменить систему «Скорой помощи», нужно создать единое оперативное пространство, в котором машины будут передвигаться по области без задержек и административных преград.

Сегодня нелегко найти человека (пациент ли он, доктор ли), довольного медицинским обслуживанием в Украине. Даже абсолютно здоровые люди (или, как шутят медики - недообследованные) время от времени сталкиваются с различными негативными проявлениями существующей системы здравоохранения... Очевидно: то, что не устраивает целую страну, требует изменения. И официальный старт переменам был дан в июле 2011 года, когда Президент подписал Закон Украины «О порядке реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве».
 
К сведению. Служба экстренной медицинской помощи Донецкой области представлена 28 станциями и 18 отделениями при центральных районных и центральных городских больницах.
 
По нормативам на службе «скорой помощи» в области должно состоять 906 единиц специализированного транспорта. В наличии сейчас - 432 единицы, из них замене подлежит 324. 37% автомобилей не оснащены радиосвязью, остальные работают в четырех разных диапазонах.
 
В штате службы экстренной медицинской помощи на данный момент состоит 1035 врачей (укомплектованность - 58,1%) и 2536 фельдшеров (укомплектованность - 91,8%).
 
Эксперимент по реформированию здравоохранения предусматривает внедрение новых организационных, правовых, финансовых принципов и механизмов действия всей системы. По словам заместителя председателя - начальника Главного управления здравоохранения (ГУЗО) Донецкой облгосадминистрации Елены Петряевой, изменения должны обеспечить все слои населения качественной и доступной медицинской помощью. Для этого надо создать единое медицинское пространство - то есть пациент будет получать медицинские услуги без привязки к определенному лечебному учреждению конкретного города или района. И, в первую очередь, по-новому заработает «скорая помощь». Впрочем, говоря научным медицинским языком, эту службу правильнее называть «экстренной медицинской помощью».
 
Объективные обстоятельства

Люди старшего поколения помнят, что в советские времена параллельно употребляли два термина - «скорая» и «неотложная» помощь. «Неотложку» вызывали при обострении хронических заболеваний (сердечных приступах, гипертонических кризах), угрожающем повышении температуры - то есть в случаях ожидаемого ухудшения состояния больного. «Скорая» же мчалась на вызов, когда беда случалась внезапно. Однако потом грань между этими понятиями стерлась, и сегодня пациенты не придают значения существующим различиям, зная лишь одно: набор телефонного номера «103» гарантирует более или менее быстрый визит бригады «скорой помощи».

Одна из самых распространенных претензий к «скорой» - именно время ожидания. Понятно, что в стрессовой ситуации вряд ли кто анализирует, почему запаздывает вызванная бригада, и в случае благоприятного исхода все случившееся быстро стирается из памяти, но если «скорая» не успела... Между тем причины «опоздания» чаще всего объективные.

- Дело в том, что в действующей системе здравоохранения каждая Станция скорой помощи, существующая при определенном лечебном учреждении, «заперта» в своем районе и обязана обслуживать четко ограниченную административную территорию, - поясняет главный специалист отдела реформирования здравоохранения и обеспечениями лекарственными препаратами ГУЗО Владимир Колесник. - И если в крупном промышленном городе, например, Донецке, система взаимных коммуникаций позволяет оперативно перераспределять ресурсы и направлять машины по вызову, то ситуация на периферии критическая. Например, на весь Александровский район действует всего две бригады «скорой помощи», Новоазовский обслуживают три бригады, что, впрочем, согласуется с существующими нормами: одна машина - на 13 000 населения... Чтобы понять, чем чревата такая практика, приведу пример: в Артемовском районе на расстоянии 10 километров друг от друга расположены два села, Луганка и Новолуганка. В каждом из них по одной машине «скорой помощи». Поступил в Луганке вызов - машина отправилась оказывать помощь. А тут через 10 минут - второй вызов в той же Луганке. По логике, на него, конечно, должна отправиться машина из соседнего села, но не тут-то было: как юридически, так и административно она «чужая», и пришлось страждущим ожидать, пока диспетчер созвонится с вышестоящими инстанциями и вызовет машину из райцентра.
 
«В связи с «разбросанностью» населенных пунктов иногда «своя» Станция скорой медицинской помощи находится дальше, чем «соседняя», - добавляет Елена Петряева. - При этом оказать помощь она не может в связи с тем, что финансирование этого вида помощи рассчитано только на население своей территории».
 
Такие вот объективные обстоятельства... Поэтому сейчас главная цель изменений системы в регионе - создание единого оперативного пространства, в котором машины «скорой помощи» будут передвигаться без преград, по заранее отработанным экономически целесообразным маршрутам. Задача - обеспечить прибытие «скорой помощи» по вызову в городе за 10 минут, в сельской местности - за 20.
 
Под надзором губернатора

«Сегодня в Украине скорая помощь - служба без системы», - считает один из разработчиков реформы экстренной медицинской помощи советник министра здравоохранения Владимир Юрченко, акцентируя внимание именно на вертикали подчинения и ответственности. Например, в Польше за оказание экстренной помощи по закону отвечает воевода, в Германии это ответственность правительства земли, в США - штата. «А у нас на территории области ни губернатор, ни начальник управления здравоохранения прямой ответственности за организацию экстренной медпомощи не несут, поскольку структуры такой нет, а значит, нет и полномочий», - отмечает Владимир Юрченко.

 Однако благодаря принятию Закона о медицинской реформе подчиненность службы экстренной помощи руководителю Донецкой области - вопрос уже решенный. «Необходимость этого шага для Донецкой области не вызывает сомнений. Высокая плотность населения, повышенная индустриальная нагрузка, связанная с риском техногенных аварий, пожароопасная ситуация в летнее время и многие другие факторы требуют от нас создания условий для эффективной работы экстренной медицинской помощи», - считает глава Донецкой областной государственной администрации Андрей Шишацкий.
 
Таким образом, все разрозненные хозяйства отдельных, действующих сегодня «под разными флагами», станций экстренной помощи в регионе будут объединены, переданы на баланс области, и финансироваться они будут из единого источника - областного бюджета. При этом станции останутся на своих местах, так же, как и сотрудники «скорой помощи» - вопреки слухам, никаких увольнений в этой сфере не планируется. Да и о каких сокращениях штата может идти речь, если профессиональных кадров на «скорой» катастрофически не хватает?!
 
Быстро и рационально

Несмотря на то, что закон принят только в июле, подготовка к предстоящим изменениям в области ведется не первый год. За это время на основе инвентаризации и анализа существующей структуры «скорой помощи» специалисты ГУЗО подготовили карту-схему дислокации станций экстренной помощи. Уже сегодня известно, что в области будет работать 9 основных станций и около 180-ти пунктов временного базирования, где машины будут дежурить в ожидании вызовов. Места их расположения выверялись с математической точностью, учетом всех особенностей ландшафта и транспортной инфраструктуры. Если разместить эти точки на карте Донецкой области, легко убедиться, что базы равноудалены от любого населенного пункта. Следовательно, есть надежда на то, что основной критерий работы экстренной медицинской помощи - своевременность прибытия - будет соблюдаться неукоснительно.

С этой же целью в Программе социально-экономического развития Донецкой области на 2011 год была запланирована закупка 45 машин скорой медицинской помощи. Кроме того, 20 машин должен выделить Минздрав Украины.

Однако чтобы приехать к пациенту как можно скорее, недостаточно хорошей машины (кстати, современный автомобиль, оснащенный всем необходимым для оказания экстренной помощи, стоит порядка семисот тысяч гривень, и приблизительно половина этой суммы приходится именно на медоборудование). Для этого создают особые диспетчерские системы, способные своевременно получить, зафиксировать и обработать вызов. В недалеком будущем все бригады Донецкой области будут работать с электронными метками, GPS-системами, благодаря чему диспетчер на большой карте будет видеть каждую из машин, несущих дежурство. Получив вызов, он направит к пациенту ту машину, которая находится ближе всего.
 
Все это - ближайшая перспектива: оснащение автомобилей современной навигационной техникой начнется, как только завершится перестройка системы «скорой помощи» (ориентировочно, с января 2012 года), но и сегодня процесс, как говорится, идет. По словам начальника ГУЗО Елены Петряевой, в Донецке уже начато внедрение новой телекоммуникационной системы связи и управления подразделениями службы скорой медицинской помощи, а на 16 машинах установлено оборудование для дистанционной передачи электрокардиограмм специалистам кардиологического центра, что дает медикам возможность более эффективно оказывать помощь пациентам при инфаркте миокарда.
 

В рамках проекта Донецкого пресс-клуба «Медиа центр «Скорая информационная помощь», который реализуется по инициативе председателя облгосадминистрации и при финансовой поддержке БФ Рината Ахметова «Развитие Украины», открыта «горячая линия» 0 800 500 103, на которую можно обращаться по вопросам, связанными с изменениями в работе лечебных учреждений, информировать о случаях нарушения прав пациентов, низком качестве медицинских услуг. Звонки со стационарных телефонов бесплатны, «горячая линия» работает с 9 до 18 часов по будням.

Мнения специалистов

Елена ПЕТРЯЕВА, заместитель председателя - начальник Главного управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации:

- Первичная и неотложная - это те виды помощи, которые являются индикаторами доступности для населения медицинской помощи. Поэтому важнейшим этапом и условием успешной реформы является оптимизация работы экстренной медицинской помощи, основная составная часть которой - служба «скорой». Создание единой службы экстренной медицинской помощи позволит приблизить «скорую помощь» к жителям отдаленных сел любого района нашей области. В этом, собственно, и заключается суть понятия «медицинская помощь без окраин». На сегодня Главное управление здравоохранения и руководители здравоохранения городов и районов провели огромную подготовительную работу по изучению имеющихся ресурсов с учетом мощностей лечебных учреждений, кадровых, материально-технических ресурсов и особенностей каждой территории, включая наличие и состояние дорог, по которым предстоит ездить машинам экстренной помощи.
 
Владимир ХРИСТЕНКО
, главный врач Станции скорой помощи в г. Донецке:
 
- Главным плюсом реформы системы оказания экстренной помощи я считаю переход от «ручного» режима управления к автоматическому, что сэкономит те самые драгоценные минуты, которые сейчас тратятся на созвоны и уговоры «не своих» диспетчеров принять вызов и послать машину в другой административный район. На решение одного такого рабочего вопроса уходит 15-20 минут! В новой системе координат убираются все границы, появляется единый центр управления, четкая система взаимодействия и подчинения и оперативный простор для принятия решений диспетчером, что особенно важно в экстренных ситуациях, характерных для нашего региона (например, аварии на шахте).
 
Благодаря централизации управления автоматически решается также вопрос экстренной медицинской помощи в случае аварий на автомобильных трассах, проходящих по территории Донецкой области, тогда как сейчас каждое ДТП «оголяет» определенный населенный пункт, чья машина направляется к пострадавшим.
 
И еще один важный момент: реформирование системы экстренной помощи предусматривает создание и внедрение стандарта даже на уровне оснащения автомобиля, что также позволит медперсоналу экономить время, ведь унифицированное оснащение рабочего места гарантирует, что в любом автомобиле необходимое оборудование находится, что называется, под рукой...
 
Владимир КОЛЕСНИК
, главный специалист отдела реформирования здравоохранения и обеспечениями лекарственными препаратами ГУЗО:
 
- Количественные показатели оказания экстренной помощи не поддаются математическому прогнозированию... Нет таких технологий, которые позволили бы рассчитать периодичность и длительность вызова бригады «скорой помощи». Так что мы вынуждены оперировать средними цифрами, которые свидетельствуют, что в год в Донецкой области фиксируется около 1,2 млн. вызовов «скорой помощи», то есть это приблизительно три вызова в минуту! И один из них (по неофициальной статистике) - непрофильный. То есть жители области могут вызвать «скорую», чтобы... измерить давление или «сбить» температуру 38,5. Хронические больные, прекрасно знающие особенности своего недуга, по нескольку раз в день вызывают бригаду, чтобы «держать руку на пульсе»... И если для медицинского работника важность понятий «долг» и «ответственность» трудно переоценить, то многие наши земляки, к сожалению, настолько невоспитанны, что не считают нужным встретить бригаду, хотя известно, как бывает трудно на улицах отыскать названия и номера домов, особенно ночью.

Поэтому, реформируя систему оказания экстренной помощи, одновременно необходимо и менять самосознание пациентов, учить их уважать и ценить труд тех, кто приходит на помощь в самую трудную минуту.

Как звонить?

103 - с любого номера (городской, таксофон, мобильный).

Что сообщать диспетчеру?

- Причину вызова.

- Точный адрес и контактный телефон.

- Фамилию пациента и свою фамилию.

- Маршрут проезда, ориентиры.

- Код подъезда, если он закрывается на кодовый замок.

Диспетчер обязан по требованию гражданина назвать личный рабочий номер, а после приема информации - повторить записанный адрес, сообщить номер вызова и время его получения. Диспетчер также имеет право потребовать от абонента встречать бригаду в условленном месте.
 

http://www.vecherka.in.ua

По Вашему мнению, как изменилось состояние городских дорог за последний год?


Хотели бы Вы иметь возможность сверить свои коммунальные платежи на нашем сайте?




Купить медицинский диплом или диплом медсестры.